100 лет штурманской службе ВКС России
В этом году Россия отмечает 100-летие штурманской службы. Эта героическая профессия штурман - такая востребованная на протяжении всего горячего ХХ-го века и немного подзабытая в 90-е и нулевые - в последнее время снова напоминает о себе. Все мы находимся под впечатлением успешных боевых действий российских стратегических бомбардировщиков ТУ-160 и ТУ-22М3 в Сирии, которые осенью прошлого года заставили мировое сообщество вновь поверить в то, что Россия — мировая держава. А буквально на прошлой неделе шесть «стратегов» ТУ-22М3 уничтожили крупный боевой лагерь террористов восточнее Пальмиры и отомстили за гибель двух наших вертолётчиков. Мне повезло пообщаться со штурманом, летавшим на ТУ-160 и ТУ-22М3 в теперь уже такую далёкую Афганскую войну, гендиректором многопрофильного предприятия «Русь» Аркадием Елизаровым.
- Аркадий Дмитриевич, сегодня в вас, успешном руководителе крупной холдинговой структуры, обладателе дипломов Шведской школы бизнеса и МБА, трудно разглядеть того юного романтика, который в далёком 1982 году пошёл учиться в Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов. Как это случилось?
- Мы жили тогда в другой стране — могучем Советском Союзе, где дети воспитывались на таких кинофильмах, как «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Горячий снег», занимались в спортивных секциях, много читали и мечтали жить так, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»... Так что для меня, как и для половины пацанов моего класса, вопрос: куда пойти учиться? не стоял — только в военное училище, только спасать угнетаемое империалистами человечество.
- И всё же почему в штурманы?
- А штурман — он вычисляет дорогу, он прокладывает путь, он отвечает за каждое своё слово, потому что это слово может стоить жизни всей команды. Штурман — это высокая ответственность. В нашем бытовом языке понятие «штурман» является более широким: капитан, человек, умеющий единолично или с командой управлять кораблём.
- Кстати, на некоторых фото вы в форме морского офицера? Почему?
- Челябинское училище готовит штурманов по трём направлениям: для дальней авиации (ракетоносной, транспортной), для фронтовой и для морской ракетоносной. Мне повезло: я попал в морскую ракетоносную авиацию — самое элитное подразделение. Уже в училище мне довелось в течение семи месяцев стажироваться в боевом полку, базировавшемся в городе Лахти под Архангельском. Там мне опять повезло: меня включили вторым штурманом к комдиву, вице-адмиралу Виноградову.
- Вы сказали, что вам повезло летать с комдивом Виноградовым. Он что - был из тех, о ком говорят «настоящий офицер»?
- Да...У каждого из нас есть Учитель – человек, на которого хочется быть похожим, слушать и который остаётся в памяти на всю жизнь. Вот таким для меня стал вице-адмирал Виноградов. У него был принцип, который стал и моим принципом по жизни: «Всегда говори правду. Будешь врать — до полосы не дотянешь».
Мне доверяли. Уже тогда я, 20-летний пацан, участвовал в выполнении реальных боевых задач по патрулированию воздушного пространства в Северном ледовитом океане и в Охотском море. Вылеты три раза в неделю от 6 до 11 часов, от 6000 до 11000 км на круг. Многократные опасные манёвры с американцами «крыло в крыло». Особенно наши американские «коллеги» мешали при дозаправке. Одной из задач штурмана была фотосъёмка. Помню, как раздражало меня то, что американцы фотографировали при помощи камер, закреплённых на шлемофонах, и кнопок на штурвалах, а я - при помощи любительского фотоаппарата «Смена-8М».
- Аркадий Дмитриевич, как попали в Афганистан?
- Просто... После училища получил распределение во Владивосток. Есть там большой аэродром в Артёме с одной взлёткой для гражданских и военных...Так вот, в 1985-м американцы начали поставлять в Афган свои «стингеры», а «духи» научились сбивать ими наши «вертушки». Было принято решение: мочить «духов» самолётами дальней авиации ТУ-22М3, которые обладали такими типами вооружения, о которых я не могу рассказывать до сих пор... Скажу только, что не зря Рейган на переговорах с Горбачёвым настоял на уничтожении именно этих самолётов... Плюс рёв четырёх турбин ТУ-22М3 при пролёте над позициями противника со скоростью ракеты на предельно малой высоте, 40-50 метров, сам по себе является смертельным оружием...
Все мои командировки в Афганистан были связаны с доставкой на наши базы оружия - бомб и ракет для авиации. Командировки длились по несколько месяцев. Письма домой приходили из Краснодарского края. Деятельность наших экипажей до сих пор засекречена. Как и личные дела...Есть такие две красные ленточки на личном деле — я их видел...
- Почему ушли из авиации?
- Не уходил...89-й год, «стингер» - в хвост, катапультирование всего экипажа. При этом колоссальные перегрузки. Госпиталь. Третья группа инвалидности, списание.
- И как встретила гражданская жизнь?
- Как она могла встретить в 1990-м? После стабильной офицерской зарплаты в 330 рублей пришлось какое-то время быть безработным... Потом 91-й год, распад Союза... Весь этот бардак 90-х... В общем, пришлось начинать всё с полного, абсолютного нуля... Ничего, пробились... Как видите, всё получилось.
- Ну да. В 2006 году ваша компания «Русь» уже начала возведение крупнейшего логистического центра на Кольцовском тракте. Идею строительства в этом месте крупных складских комплексов горячо поддерживал губернатор Эдуард Россель. Помню, тогда вы с ним вместе появлялись в телеэфире, посвященном развитию регионального бизнеса.
- Да... А потом именно на «Россельбане» в 2009 году правительство Свердловской области (уже во главе с Александром Мишариным) решило проводить первую выставку «Иннопром». Крупных выставочных комплексов в регионе тогда не было, поэтому в качестве площадки рассматривали, в том числе, самые большие склады, которые смогли тогда найти, – наши. Но, чтобы завершить строительство в сжатые сроки, «Руси» пришлось срочно отвлекать деньги из торгового бизнеса. Несмотря на трудности, «Иннопром» прошел успешно. Особенно приятно было, когда по логистическому комплексу «Русь» ходили федеральные министры и удивлялись, как это свердловчане смогли за несколько месяцев подготовить такую большую площадку. Казалось, что это не склад, а настоящий выставочный комплекс.
- И в Интернете появилась информация, что за строительство терминала и предоставление помещений к первой выставке «Екатеринбург EXPO 2011» Аркадий Елизаров получил благодарность от правительства Свердловской области, а за подготовку проведения встречи глав государств ШОС и первого саммита БРИК благодарность главы г. Екатеринбурга...
- Ну это, конечно, приятно, хотя понятно, что делалось это прежде всего ради того, чтобы развивалась наша родная Свердловская область, чтоб не стыдно было говорить: я из Екатеринбурга, я — с Урала…
- В небо тянет?
- Небо — оно не отпускает... Прохожу спецкурсы каждый год, получаю временный допуск на три вылета... В присутствии инструктора, конечно...Человеку полезно летать. Ощущение полёта даёт дополнительные силы, заставляет верить в безграничность своих возможностей для преображения окружающего мира.
Интервью взял Вадим АВЕРЬЯНОВ, Регионы России